Институт истории государства

Республика Казахстан, г.Нур-Султан, ул. Бейбитшилик, 4

 

Теоретические проблемы современной исторической науки Казахстана. Часть 2

Теоретические проблемы современной исторической науки Казахстана. Часть 2 05.04.2021

Теоретические проблемы современной исторической науки Казахстана. Часть 2

Итак, продолжим обсуждение теоретических проблем современной исторической науки. Хотел написать "исторической науки Казахстана", но передумал, потому что проблема, на которую я хочу обратить внимание, глобальная. Она носит организационный, системно-структурный характер.

Это продолжающееся дробление научного знания. Происходит интенсивное интеллектуальное обособление ученых в зависимости от их узкой специализации, отдельные области знания, имевшие статус направления исторической науки (диаспорология, медиевистика, регионоведение, абаеведение и т.п.) демонстрируют тенденцию к обретению статуса самостоятельной научной дисциплины. При очевидных позитивных последствиях данного процесса, связанных с возможностью углубленного изучения объекта исследования и повышения уровня профессионализма исследователя, есть и очевидные негативные стороны – потеря связи между различными отраслями науки, ослабление единого информационного поля.

Не секрет, что многие исследователи, прекрасно разбираясь в историографии собственной научной проблемы, имеют весьма смутное представление о новостях в смежных отраслях исторической науки, не говоря уже о научной картине мира в целом (М.Гурковский называл их «мелочеведами»). 

В этих условиях междисциплинарные исследования - едва ли не единственная возможность создавать научную информацию, обладающую интегрирующими свойствами и способную оказывать измеримое воздействие на социальные системы.

Наиболее перспективными представляются исследования, объединяющие дисциплины, максимально разнородные по предмету и методологии, по доминирующим механизмам познания. Прежде всего, речь должна идти о синтезе естественнонаучного и гуманитарного подходов. К сожалению, в казахстанской исторической науке опыт междисциплинарных исследований весьма скромен, а среди исследователей укоренилось мнение о специфике гуманитарного подхода и принципиальном отличии естественнонаучных и "гуманитарных" методов познания.
Вопросы применения в анализе социальных систем методик, выработанных в недрах естественных наук, принадлежит ученым – естественникам, физикам, математикам, биологам, и, в меньшей мере, философам. Собственно историки пока мало обращают внимание на проблемы применения общенаучных методов. 

Между тем, как справедливо отмечал эстонский исследователь А.Уйбо, междисциплинарность является имманентным свойством любой научной исторической реконструкции, которая базируется, с одной стороны, на специфике объекта исторического познания, его многоуровневой детерминации; с другой - на специфике познания объекта вследствие его временной отдаленности.

Нельзя сказать, что в Казахстане вообще нет исследований по теории науки и междисциплинарной проблематике.

Однако, существующие на сегодняшний день позитивные сдвиги в развитии исторической науки Казахстана не нашли отражения в учебных программах школ и большинства вузов, что ведет к слабому их влиянию на формирование исторического сознания населения Казахстана.


Таким образом, обозначим фундаментальные проблемы исторического познания, актуальные для исторической науки Казахстана и не имеющие перспектив решения без широкого привлечения междисциплинарного подхода.

Во-первых, на наш взгляд, это проблема причинно-следственных связей, исторического детерминизма. От представления о предопределенности исторического процесса мы переходим к представлениям о его альтернативности. 

Во-вторых, это проблема природы социальных кризисов. Мы приходим к пониманию природы кризиса и признанию принципиальной невозможности существования безкризисного общества. 

В-третьих, это проблема критерия и пределов общественного прогресса. От представлений о бесконечном социальном прогрессе мы переходим к представлениям о стадиальном, циклическом характере исторического процесса и многомерности критериев социального прогресса. 

В-четвертых, это проблема движущих сил истории. Вместо концепции классовой борьбы, как основной движущей силы исторического процесса мы переходим к представлению о коэволюционной, кооперативной природе общества и самоорганизации как источника социальных процессов.

В-пятых, это проблема соотношения материальных и духовных составляющих человеческой культуры в историческом процессе. От представления о базисном характере материальной составляющей социального бытия и вторичности духовной его сферы, мы переходим к представлениям об их равноценности в социальной системе и различных функциях в сохранении и воспроизведении общества.

Еркин Абиль,

директор Института истории государства, д.и.н., профессор



Возврат к списку


Директор ГУ «Институт истории государства»
Әбiл Еркiн Аманжолұлы


© Copyright 2013. Институт истории государства

Яндекс.Метрика