Институт истории государства

Республика Казахстан, г.Астана, ул. Мангилик Ел 8, под. 14

 

Абулхаир Шейбанид – последний правитель Дашти-Кыпчака

Абулхаир Шейбанид – последний правитель Дашти-Кыпчака 26.03.2018

Абулхаир Шейбанид – последний правитель Дашти-Кыпчака

2018 год был объявлен годом Узбекистана в Казахстане. В начале марта президенты двух братских республик: Узбекистана – Ш. Мирзиеев и Казахстана – Н.А. Назарбаев встретились в Астане, где состоялась официальная церемония открытия года Узбекистана. 

Наши народы связывает много общего: история, культура, язык. Но историки обратились к личности, которая объединяет оба народа – это Абулхаир хан. Ему свое исследование посвятил профессор Буркитбай Аяган, который предоставил порталу NDH cтатью на эту тему.   

Возможно, наиболее тяжелому прессингу со стороны партийных комитетов в советский период подверглась история Тюркского Каганата, Золотой Орды (Алтын Орды) и тех государственных образований, которые создавались в период распада некогда великой и могущественной Орды. Долгое время под контролем правителей этого степного государства были земли Европы и Азии, а многие народы Евразии в последующем использовали их опыт управления государством, системы налогообложения, традиции военного искусства и даже почтовую службу. 


Карта Золотой Орды 

Сама история образования Золотой Орды была тесна связана с историей Дешти-Кыпчака – то есть страны (государства) кыпчаков. 

В само определение «Дашти Кыпчак» (Дешт-и-Кыпчак) входили обширные земли к западу от Алтая и до пределов Черного моря, северного Кавказа, Уральских хребтов и тех областей, которые сейчас находятся в составе Румынии, России, Белоруссии и Украины, Казахстана, Азербайжана, Узбекистана и Киргизии. Еще в Х-ХIV веках эти земли в русских источниках называли «Половецкой (кыпчакской) степью или «Диким полем». 

В 20-ых 30-ых годах XIII века непобедимые воины Чингисхана покорили и разгромили кыпчакские племена. 

Но произошла удивительная вещь. Армии Чингис-хана и его сыновей, состоящие из монголоязычных и тюркоязычных воинов (жалаиры, кереи, найманы, уйсуни, коныраты и др.), в течение очень короткого времени растворились среди племен Дашти-Кыпчака. Арабский ученый (середина XIVв.) Аль-Омари отмечает этот феноменальный случай. Он пишет «В древности это государство было страною кипчаков, но когда им завладели татары (монголы), то кипчаки сделались их подданными. 

Потом они (монголы) смешались и породнились с ними (кипчаками) и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (монголов) и все они стали точно кипчаки, как будто они одного (с ними) рода, оттого что монголы поселились на земле кипчаков»[1]. «Словно соль в воде» растворились монголы среди кипчаков», – остроумно замечает далее Аль-Омари. 

В данном случае, необходимо более тщательно рассмотреть и значение термина «монголы». Даже современные монгольские ученые в затруднении в определении происхождения этнонима «монгол». Некоторые производят этимологию термина от «Мәңгі Ел» – вечная страна, другие же считают производным от слова – «тысяча рук, тысяча племен». Поэтому в числе войск Чингис-хана и Джучи были и уйсуны, ойраты, жалайры, аргыны и кереиты и т.д. На наш взгляд, определение «монголы» было все же политическим названием, нежели этническим или племенным. По крайней мере это собирательное имя. И даже в современной Монголии существует племена-халха, дәрбэты, буряты, и названия этих племен вписываются в удостоверения личности граждан современной Монгольской Народной Республики, а определение монголы остается общим названием. 

Стремительному смешению обычаев, культуры и языка способствовало нахождение этих племен в составе более древнего Тюркского Каганата, о котором почему-то не упоминают арабские источники, хотя они с удовольствием отмечают мужественность и воинскую доблесть древних тюрок[2]. Следует также учесть, что тюркские племена уйсуни, коныраты, аргыны, жалаиры и т.д. первыми вошли в состав империи Чингис-хана»[3]. Их упоминают в известном собрании 1206 года, когда Тэмуджин стал Чингис-ханом. 

И другие путешественники, торговцы, купцы, дипломаты, посетившие пределы Золотой Орды отмечали, что подданные этого государства говорили на тюркском, понятном для всех языке, подразумевая прежде всего кипчакский язык. 


Махмуд Сафаргалиев в своем фундаментальном труде «Распад Золотой Орды» (стр.307-308) приводит множество свидетельств восточных и европейских путешественников, которые подчеркивали кипчакский язык жителей Золотой Орды[4]. Монгольский язык был вскоре полностью вытеснен тюрко-кипчакским. О тюркоязычности жителей Золотой Орды и Ак Орды пишет также академик Алькей Маргулан. 

Границы Дашти-Кипчака и образованных в ее пределах государств были очень расплывчатыми. После упрочения власти чингизидов, а затем и истребительных битв за престол, в начале XIV века произошел окончательный раскол на саму Золотую Орду, Кок Орду (Синяя орда), Ак-Орду (Белая орда). В Ак-Орде в основном правили потомки Орда-Эжена и Шайбана, а в Золотой Орде – потомки Бату-хана и Тука-Тимура. Но в схватку за престол вступали потомки и Джучи, и Батыя, и Шайбана и Тука-Тимура. 

Потомки Орда-Эжена (Орда-Ичена) и Шайбана в основном правили в восточной части Дашти-Кипчака. Причем долгое время потомки Шайбана находились у берегов Урала, Волги и Каспийского моря; затем начинается расширение их границ на север – в Сибирь и до Барабинских степей, а затем и на юг. 

Узбекский ученый Борибай Ахмедов указывает, что в 1373/74 года в Сарайчике чеканили монеты два хана из дома Шейбанидов: Ильбан и Альп-ходжа[5]. 

И в середине XIV века все более зримо выделяется наименование Узбекского улуса. Академик В. Бартольд в «12 лекциях по истории тюркских народов Средней Азии» указывает, что «вероятно область между Или и Сырдарьей, принадлежала младшему сыну Джучи – Шибану, по мусульманским преданиям это имя впоследствии было переделано в Шейбан, вследствие чего в начале XIV века потомок Шибана, основатель узбекского государства в Туркестане, принял поэтическое прозвище Шейбани, совпадающее с названием арабского племени, более известным, как прозвище (Нисба) знаменитого факиха ханифатского толка, ученика Абу-Ханифы и Абу-Юсуфа. Очень вероятно – заключает академик, – что это популярное в мусульманском мире имя было причиной переделки имени Шибан в Шейбан и появления имени Шейбани»[6]. Но почему-то В. Бартольд не говорит о том, что владения Шейбанидов в XIV веке располагались в Сибири и междуречье Волги и Дона. 

Ученые историки до сих пор не пришли к единому мнению об этимологии определения «узбек». Борибай Ахмедов в своем известном труде «Государство кочевых узбеков» сообщает, что ряд ученых происхождение термина «узбек» возводит к имени золотоордынского хана Узбека. Среди них А.Ю. Якубовский, П.П. Иванов, Х. Хуккем и др. Но другая группа исследователей считает, что тюрко-монгольские племена Золотой Орды свое имя получили по причине своей «вольности» (уз-сам, бек-господин, владыка-сам себе господин). В качестве аргумента приводится и такой довод, что задолго до деятельности Узбек-хана, данный политоним уже использовался как обозначение социальной группы. К этому мнению склонялись А.А. Семенов, Г. Вамберн, Г. Ховорс, М.П. Пеллио, Мустафа Казвини и др. В само определение 92 ветвей кыпчаков входят многие племена, которые после распада улуса Абулхаира выделились как собственные общности – минг, коныраты, найманы, кереиты и т.д. 

Происхождение политонима «узбеки» было подробно проанализировано Б.А. Ахмедовым, мы считаем возможным остановиться на данной информации. Но примечательно, что царями (ханами) узбеков называли в конце XIV века и Токтамыса и Урус-хана, (Ұрыс, Ұрын) – предка казахских ханов Керея и Жаныбека. По А.И. Левшину, настоящее имя Урус-хана – Акнияз, а мусульманское имя (лакаб аты) – Мухаммед. 

В рамках данного исследования отметим, что этноним «казах», по мнению большинства исследователей, означает – «скиталец», вольный человек, кочующий сам по себе, отделившийся». Если вглядеться внимательно, то заметно, что корневое содержание определений «узбеки» и «казахи» – идентичное и означает «свободный человек, сам себе господин». Известно также, что в течение долгого времени – XV-XVI вв. узбек-казахи выступали и как конкуренты, и как единое целое – как некое сплоченное военное сообщество. 

Еще во времена Тимура и Токтамыша (қаз. Тоқтамыс) степная часть Дешти-Кыпчака именовалась «узбекской степью, и во-вторых, к этому времени кочевые узбеки господствовали на значительном пространстве, расположенном к северу от Сыр-Дарьи», – пишет Б. Ахмедов. Но в этот период имена узбеков, казахов или ногайцев носили политический или социальный оттенок. 

У нас возникает вопрос по конкретному определению «узбеков», «эль-узбеков» и «кочевых узбеков». Использования термина «вилаят узбеков», «узбекские племена» вполне закономерны, они так и зафиксированы в трудах авторов того времени – «Хондемира», «Анонима Искандера» и т.д. Но отметим, что термин «кочевые узбеки» был введен гораздо позже, уже в XX веке, возможно, Борибаем Ахмедовым или же тогдашним Директором института, профессором А.А. Семеновым. 

Во времена Тимура (сер.XIV-1405 г.) сторонники Тимура постоянно враждовали с узбеками, приходившими из севера, т.е. из пределов Дешти-Кыпчака. Еще Рузбехан относил к «узбекам» три общности, три племени. Он писал: "Три из (этого общества) относятся к узбекам, как суть славнейшие во владениях Чингис-хана. Ныне одно из них – шибаниды и его ханское величество после предков был и есть их повелитель. Второе племя (таийф) – казахи, которые славны во всем мире силой и неустрашимостью. Третье племя – Мангыты, а из них цари астраханские Хаджи- Тархана (Астрахани)[7]». 

После смерти Тимура в 1405 г., гибели Токтамыса в 1410 г. и смерти Едиге в 1419 г. на историческую арену вышли новые лица и правители. И одним из самых известных деятелей середины XV века стал Абулхаир.   

Буркитбай АЯГАН, 

директор Института истории государства КН МОН РК, д.и.н., профессор.

[1] Тисенгаузен В.Г., сб. т.1, с.235 

[2] См.История Казахстана в арабских источниках. Алматы ТОО «Дайк-Пресс», 2010 г., с____ 

[3] Моңғолдың құпия шежіресі (Сокровенное сказание монголов). Алматы: Өнер, 1998. п.202, с. 142-144. 

[4] Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. // На стыке континентов и цивилизации (из опыта образования и распада империи X-XVI вв.- М; Инсан, 1966- сс.307-308. 

[5] Ахмедов Б. Государство кочевых узбеков. М., 1965 г. с___ 

[6] См. Бартольд В. Указ соч. М, 2015. с.136; Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей. Алматы, «Санат» (под общей редакцией академика М.К. Козыбаева; с.147.   

[7] См.: Фазлаллах ибн Рузбихан «Михман –намэ-ин-Бухара». История Казахстана в персидских источниках. Т.5. – Алматы: Дайк-пресс, 2007 г.


Источник: http://e-history.kz/ru/publications/view/abulhair_sheibanid__poslednii_pravitel_dashtikipchaka__3971


Возврат к списку


Директор ГУ «Институт истории государства»
Аяған Бүркітбай Ғелманұлы


© Copyright 2013. Институт истории государства
Яндекс.Метрика