Институт истории государства

Республика Казахстан, г.Астана, ул. Мангилик Ел 8, под. 14

 

Послания Президента Казахстана об основных приоритетах развития системы образования

Послания Президента Казахстана об основных приоритетах развития системы образования 06.02.2018

Послания Президента Казахстана об основных приоритетах развития системы образования

В эпоху глобализации место каждой страны в первую очередь зависит от интеллектуальных ресурсов страны и образованности нации. Подготовка профессионалов мирового уровня становится основной задачей современного дня [1, с.283]. 

Приоритеты развития национальной системы образования являются важной частью стратегических программ Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, в них подчеркивается, что кардинальные преобразования образовательной системы являются жизненной необходимостью, требованием времени и современного этапа развития государства. Так, уже на этапе переходного периода, в «Стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства» (1992 г.), являющейся первым опытом среднесрочного планирования, утверждалось: «В центре стратегии государства в переходный период будет находиться социальная защита населения Казахстана: государственная поддержка науки, культуры, образования...» [2, с.306]. Ключевые ориентиры развития национальной системы образования, были определены в Стратегии «Казахстан-2030», в ней были установлены долгосрочные ориентиры развития системы образования до 2030 года, подготовлены конкретные планы, охватывающие все уровни образования, поставлены новые стратегические цели и задачи [3]. 

Основные положения Послания Президента народу Казахстана «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации» (19.03.2004 г.), стали фундаментальной основой для разработки Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы, направленной на повышение качества образования, решение стратегических задач, стоящих перед отечественной системой образования в новых экономических и социокультурных условиях [4]. В Послании Президента народу Казахстана (февраль 2005 г.) «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» ставились  глобальные задачи  кардинальных реформ во всех сферах жизнедеятельности общества. Данные задачи могли быть решены лишь при наличии современной системы образования, соответствующей потребностям экономической и общественной модернизации, кадрового потенциала, состоящего из профессионалов высокого уровня. Предельно ясной становилась истина, что: «Страна, не умеющая развивать знания, в XXI веке обречена на провал» [5]. 

Перенос столицы Казахстана дал новый импульс развитию образовательной сферы. Астана изначально задумывалась не только как административный, но и как научно-образовательный и культурный центр Казахстана. Недаром, одним из первых исторических  решений Президента Казахстана, связанных с новой столицей, является Указ  о создании Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Однако, дальнейшая реализация основных приоритетов индустриально-инновационного развития страны, обеспечение перехода к образованию, отвечающему требованиям глобально интегрированной экономики, ставило задачу создания высшего учебного заведения совершенно нового типа. О необходимости создания престижного университета международного уровня впервые было сказано в 2006 году, в Ежегодном послании Президента народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира» [6]. 

Глава государства подчеркнул: что «для формирования уникальной академической среды в нашей столице необходимо создать престижный университет международного уровня». В 2007 году на площади около 122 тысяч квадратных метров было начато строительство «Нового университета Астаны». В 2010 году Постановлением правительства Республики Казахстан «Новый университет Астаны» переименован в «Назарбаев университет». Флагман отечественного высшего образования «Назарбаев университет», выполняет задачи, озвученные в Послании Президента РК «Новый Казахстан в новом мире» (28.02.2007 г.). В Послании определена государственная политика, направленная на обеспечение международных стандартов образования и профессиональной переподготовки, создания современной системы образования соответствующей потребностям экономической и общественной модернизации, позволяющая обеспечить реальную конкурентоспособность Казахстана» [7]. 

В 2009 году Казахстан, как и другие страны, стал реально ощущать последствия мирового финансово-экономического кризиса. В сложных условиях кризиса, государство не оставляло без внимания образовательную сферу, поддержало студентов оставшихся без средств, чтобы оплатить учебу, дополнительно выделило 11 тысяч грантов и 40 тысяч кредитов для студентов. Совершенствование системы образования продолжалось в посткризисный период. В Послании Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие. Новый экономический подъем. Новые возможности Казахстана» (29.01.2010 г.) были определены следующие амбициозные задачи для вузов страны: «Качество высшего образования должно отвечать самым высоким международным требованиям. ВУЗы страны должны стремиться войти  в рейтинги ведущих университетов мира» [8]. 

Осуществление перспективных планов строительства независимого Казахстана, вызывало все большую необходимость в подготовке высококвалифицированных кадров профессионалов. Кардинальные преобразования образовательной системы являются жизненной необходимостью, требованием времени и современного этапа развития нашего государства, основные тенденции изменений определены в Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана: «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» (январь, 2012), в докладе «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» (10.07.2012), в Лекции Президента: «Казахстан на пути к обществу знаний» (5.09.2012) [9]. 

Так, в докладе Главы государства: «20 шагов навстречу к обществу Всеобщего труда», предложены конкретные шаги по модернизации сферы образования, в нем отмечено, что одним из ключевых факторов успеха всего модернизационного процесса является успешность обновления национальной системы образования. Подчеркивалось, что система образования должна оставаться общенациональной, при паритете частных и государственных учреждений. В сфере высшего образования важной задачей ставилось проведение процесса оптимизации вузов. В Казахстане действовало 146 вузов, многие из них не обеспечивали надлежащего качества выпуска специалистов. Правительству РК было поручено «продолжить работу по оптимизации числа вузов и отзыву лицензий у образовательных учреждений, не обеспечивающих качественной подготовки кадров» [9]. Новые тенденции современного этапа реформирования системы образования обозначены в Лекции Президента «Казахстан на пути к обществу знаний». Выступая перед студентами Назарбаев Университета, Президент подчеркнул: «Модернизация образовательной сферы, неразрывно связана с задачами индустриального развития страны. Новая экономика и новая жизнь в XXI веке основана на знаниях и на науке, только так мы можем развиваться и сохранить темпы роста нашей экономики» [10]. 

Этапным событием для казахстанского общества явилось Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева: «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства» (14.12.2012 г.), в котором были подведены итоги развития страны за прошедший период, реализация стратегических планов государства, обозначенных в «Стратегии - 2030», также были озвучены основные цели и задачи Казахстана на период развития до 2050 года. В своем выступлении Глава государства подчеркнул: «Сегодня каждый из нас может сказать: «Стратегия-2030 сработала, современный Казахстан состоялся. Это результат нашего единения, упорного, кропотливого труда, живое воплощение наших устремлений и надежд» [11]. Действительно, неустанный труд, единство народа Казахстана, уверенность в будущем нашего государства способствовали возрождению экономики, строительству основ независимого государства. В «Стратегии «Казахстан - 2050» особое внимание было уделено развитию системы профессионально-технического и высшего образования республики, был поставлен ряд первоочередных задач в области образования: создание системы государственно-частного партнерства для развития системы высшего и среднего образования; разработка многоступенчатой системы грантов на обучение; создание системы специализированных учебных заведений научно-исследовательского и прикладного образования, учитывающих региональную специализацию; интенсивное внедрение инновационных методов, решений и инструментов в отечественную систему образования, включая дистанционное обучение и обучение в режиме онлайн, доступное для всех желающих; избавление от устаревших либо невостребованных научных и образовательных дисциплин, одновременно усилив востребованные и перспективные направления [11]. 

В программной статье Президента Казахстана Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания» (12.04.2017), намечены масштабные преобразования во всех сферах общества, сопровождающиеся в первую очередь опережающей модернизацией общественного сознания, которая, как подчеркнул Глава государства: «… не просто дополнит политическую и экономическую модернизацию - она выступит их сердцевиной» [12]. В современных условиях жесткого и прагматичного века, технологических революций: «Каждый казахстанец должен понимать, что образование - самый фундаментальный фактор успеха в будущем. В системе приоритетов молодежи образование должно стоять первым номером. Если в системе ценностей образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех» [12]. 

Основой модернизации является человеческий капитал, для формирования которого, необходимо новое качество образования, подчеркнул Президент в Послании «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» (10 января 2018 г.). Для этого необходимо: «…создание собственной передовой системы образования, охватывающей граждан всех возрастов. Ключевым приоритетом образовательных программ должно стать развитие способности к постоянной адаптации к изменениям и усвоению новых знаний» [13]. 

Таким образом, определяющим вектором развития общества в ближайшей перспективе становится «всеобщий культ образования», как основы динамичного, инновационного развития Казахстана, основы прогресса всего казахстанского общества.

Багдатова С.А. 
кандидат исторических наук, Институт истории государства 

Литература: 

  1. Муртазаева Р. Глобализация и университетское образование. Сб. материалов Международной научно-теоретической конференции. Актобе: Принт, 2008.-307 с.
  2. Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Хроника деятельности. 1992-1993 годы. Астана: Деловой мир Астана, 2011.-592 с.
  3. Послание Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия – Казахстан 2030» [Электронный ресурс].- Режим доступа http://www.zakon.kz/186186-Дата обращения 3.02.2016 г.
  4. Послание Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации» (19.03. 2004 г.). [Электронный ресурс].- Режим доступа: //  http://akorda.kz/ru/mainpage. Дата обращения 3.02.2016 г.
  5. Послание Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации»  (02.2005 г.). [Электронный ресурс].- Режим доступа: // http://akorda.kz/ru/mainpage. Дата обращения 3.02.2016 г.
  6. Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурент оспособных стран мира. [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://adilet.zan.kz/rus/docs/K060002006. Дата обращения 4.02.2016 г.
  7. Послание Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» (28.02. 2007 г.). [Электронный ресурс].- Режим доступа: //  http://akorda.kz/ru/mainpage. Дата обращения 3.02.2016 г.
  8. Послание Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие. Новый экономический подъем. Новые возможности Казахстана» (29.01.2010 г.). [Электронный ресурс].- Режим доступа: // http://akorda.kz/ru/mainpage. Дата обращения 5.02.2016 г. 
  9. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу: «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» (01.2012 г.). [Электронный ресурс].- Режим доступа: // http://akorda.kz/ru/mainpage. Назарбаев Н.А. Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» (10.07.2012). [Электронный ресурс].- Режим доступа: // http://akorda.kz/ru/mainpage. Дата обращения 5.02.2016 г.
  10. Назарбаев Н.А. Казахстан на пути к обществу знаний. (5.09.2012 г.).[Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://akorda.kz/ru/mainpage.  5.02.2016 г.
  11. Назарбаев Н.А. «Стратегия «Казахстан-2050» новый политический курс состоявшегося государства». Послание народу Казахстана. 14.12.2012 г. [Электронный ресурс].- Режим доступа: //  http://akorda.kz/ru/mainpage. Дата обращения  5.02.2016 г.
  12. Назарбаев Н.А. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания / http://www.akorda.kz/ru/events/akorda_news/press_conferences/statya-glavy-gosudarstva-vzglyad-v-budu.... Дата обращения 10.06.2017.
  13. Назарбаев Н.А. Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции. Послание народу Казахстана. 10.01.2018 г. [Электронный ресурс].- Режим доступа: //  http://akorda.kz/ru/mainpage. Дата обращения  11.01.2018 г.



Возврат к списку


Директор ГУ «Институт истории государства»
Аяған Бүркітбай Ғелманұлы


© Copyright 2013. Институт истории государства
Яндекс.Метрика